- Иегова
- слав.-русск. Господь, собственное имя Бога (Израилева), в отличие от других нарицательных имен Его, приписываемых и языческим богам, обозначает самое существо или бытие Бога, а не отдельные свойства его. Значение или идея этого имени по ветхозаветно-библейскому употреблению Его весьма ясно выражается уже хотя бы, напр., в откровении Моисею (Исх. 3, 14 - 15). Посылая Моисея освободить израильтян из рабства, Бог говорит Моисею: "Я еСущий... так скажи сынам израилевым: Сущий послал меня к вам... Господь Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот Имя Мое во, веки и памятование о Мне из рода в род". Отсюда Бог есть верховное бытие и источник бытия, Бог вечный, бесконечный, неизменный и безначальный, Он творец всего мира и человека, Бог духов всякой плоти, Он владыка и хранитель нравственного миропорядка, судящий как действия, так и сокровенные мысли и чувства людей. Это значение имени И. проходит через весь Ветхий Завет, выражаясь в древнейших, а равно и позднейших книгах. Относительно времени возникновения имени И. мнения ученых и богословов расходятся: часть их признает за начало возникновения и употребления Его лишь только время с Моисея, другие же, что имя И. было известно евреям и до Моисея. Последнее предположение подтверждают те собственные имена, с которыми соединялось имя И. несомненно до Моисея. Большое затруднение, как для исследования этого вопроса, так и вопроса о точном и верном произношении этого имени, представляет тот суеверный страх, который охватил евреев после их пленения перед этим именем, отожествлявшим непостижимое существо Божие. Этот страх вызвал вначале ограничение употребления этого имени, а впоследствии даже запрещение произнесения его. Лишь один первосвященник, один раз в год (в день Очищения), мог произносить его. Вместо собственного имени Иегова, стали произносить то с гласными второго имени Божия Адонай, то с гласными третьего Элодим. Есть попытки приписать имя И., как заимствование от некоторых якобы сходных названий языческих богов древних соседей Израиля, но попытки эти исторической почвы под собой не имеют.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.